Детский сад №2 поселок Комсомолец
Опыт работы по духовно - нравственному направлениюМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 п.Комсомолец МО Ейский район
ОПЫТ РАБОТЫ Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №2 п.Комсомолец по духовно – нравственному направлению
Старший воспитатель МДОУ ДСКВ №2 п.Комсомолец Шевцова В.Е. 2015 г. «Воспитание – самое святое из всех святых дел» Святитель Феофан Затворник Детство - период развития всех качеств человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его всестороннее социальное развитие и гармоничное формирование личности. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным. Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Начиная с 2008 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Основными задачами этой планомерной работы являются, прежде всего: воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; формирование таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. Особой целью нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям. Педагогический коллектив считает, что наряду с экономическим уровнем жизни падает и духовный, культурный уровень русской нации; изменился вектор развития ценностей: материальная выгода, жестокость, насилие культивируется в сознании современных людей. Недавно я прочитала в одной из газет интервью с российским писателем Олегом Роем, в котором он сказал, что в угоду рублю каналы телевидения губят нацию. С экрана телевидения исчезли фильмы о любви и вере. И ситуация не изменится, пока не будет государственной политики на эту тему. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. В качестве основополагающего направления мы выбрали музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса. Знакомить с этими формами мы начинаем с раннего возраста, несмотря на то, что некоторые дети ещё не умеют говорить. В необходимости использования этих форм в современной практике дошкольного воспитания нас убеждает непреходящая ценность их педагогических и психотерапевтических возможностей. Вся культура России, как народная, так и светская (имеются ввиду лучшие плоды классической культуры), имеет определенное христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений. Основа содержания программы духовно-нравственного воспитания – православная культура и календарь: природный, гражданский, и что особенно важно – православный, церковный, в соответствии с которым планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми. Программа, основанная на православной культуре, позволяет реализовать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий по разным видам детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи: · познакомить детей с основными православными праздниками и духовно-нравственным укладом жизни, событиями Нового Завета, образами Иисуса Христа и Богородицы; · формировать интерес к истории православия и Отечества, к образцам личного подвига благочестия; воспитывать чувства любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, благоговения к святыням, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру; · учить бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа. Наша работа находит поддержку Управления образования администрации Ейского района. Объясняется это тем, что православное воспитание не противоречит задачам светского, установленного государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями, вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы верим, что есть Бог, который любит нас. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами взрослых и детей. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Реализовать задачи духовно-нравственного развития помогает работа по дополнительному образованию, кружковая работа. Руководитель кружка «Юный скульптор» Е.А. Салова, регулярно выставляет поделки своих воспитанников в конкурсах детского творчества «Пасха в кубанской семье», «Рождество Христово». Участники танцевального кружка «Непоседы»: украшают народными танцами и хороводами «Березка», «Барыня», «Иван Купала», «Бояре» фольклорные праздники. Старшим воспитателем разработан план по духовно –нравственному воспитанию, куда входят беседы, лекции по православному воспитанию, фольклорные праздники. В течении этих занятий дети знакомятся с «Библией», как источником православной и мировой культуры. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории кубанского края. Для этого мы проводим: · обрядовые праздники «Рождество Христово», «Вербное воскресенье», «Пасха в кубанской семье», «Троица», «Яблочный спас», они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; дети знакомятся со значением этих праздников, традициями празднования; · экскурсии в краеведческий музей; · тематические досуги «Мой край – задумчивый и нежный», «Хорошо осенью в России», «Моя семья». · Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Многие дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др. В старшей – подготовительной группе создана уголок старинного быта «Кубанская хата», где представлены экспонаты старинной кубанской утвари, одежды, женского рукоделия, старинные фотографии и т.д. Дети старшего возраста знакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа. Есть в детском саду и мини-музей, где находятся экспозиции картин русских художников. Это помогает и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре. Одно из слагаемых Духовности – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном поселке, природа становится ближе и понятней, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Особое внимание уделяется краеведению: знание природы родного края и бережное отношение к ней. Педагогический коллектив старается использовать метод эмоционального воздействия на детей: любование красотами родной природы, использование поэтического слова и музыкальных произведений, изображение увиденного в рисунках. Анализируя работу за этот период, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами. Ежегодно мы составляем социальный паспорт учреждения и с горечью отмечаем, что увеличивается количество неблагополучных семей, неполных семей. В этом году такая картина: количество полных семей - 57, неполных -22. Матери-одиночки – 23 чел. Многодетные семьи - 11. Дети под опекой - 3 чел. Дети, получающие пенсию по потере кормильца – 2. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Особую значимость имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся: выставки рисунков, поделок, фотографий: «Мой папа – солдат!», «Самая лучшая бабушка!»; оформление групповых комнат, уголков краеведения и кубанского быта; утренники, праздники, экскурсии, соревнования «Яблочный спас», «Ярмарка на Кубани», «Пасха в кубанской семье», «Этот День Победы – порохом пропах!» природоохранные акции «Посади дерево», «Покорми птиц зимой»В мае месяце музыкальным руководителем Зыряновой Л.И. и инструктором по физ. воспитанию Копытенко Н.А. проведен праздник, посвященный победе великого русского народа в войне против фашизма. Ноту щемящей грусти привнесло повествование о страшных страницах истории города и страны в целом: Великая отечественная война, война в Афганистане и Чечне. Присутствие бабушек и дедушек, прошедших военное лихолетье, сделало мероприятие символичным в плане преемственности поколений. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Для решения задач духовно-нравственной направленности педагоги дошкольного учреждения проводят родительские собрания, конференции. Одна из них - «Дал жизнь – дай счастье». Девизом конференции стали удивительные и глубокие по смыслу слова детской песни: От чистого истока В прекрасное Далеко Я начинаю путь! Красной нитью через всю конференцию прошла мысль, что долг человека дать каждому ребенку счастье начинать жизнь от Великого и Чистого Истока – Семья, Мать, Отец. Давши жизнь, давши имя – дай Счастье каждому родившемуся Человеку! Но счастье развертывается в величайшем труде любви. От народной педагогики, первых древних заповедей и наставлений, обязывающих родителей более заботиться о духовном, нежели о телесном, мы поднимаемся к святым идеям гражданственности, гуманизма, нравственности. Политики, философы, писатели, ученые и родители искали истину творения Жизни. А истина эта в развитии и духовном обогащении человека в семье, которая является колыбелью личности. Было ещё много встреч: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания». Какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Большим подспорьем в работе ДОУ над проблемой стало использование нетрадиционных форм работы с родителями: клуб «РиД» (родители и дети), «Школа молодой семьи», где в неформальной обстановке, часто за чашкой чая, решаются вопросы духовно-нравственного развития детей. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; а так же пропаганде положительного семейного опыта воспитания; Сотрудничеству с представителями православной церкви. Запланирован конкурс проектов по духовно-нравственному воспитанию среди воспитателей. Но для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении. Проводимая на базе нашего ДОУ работа показала, что воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его ребенком способствует гармонизации его личности за счет понимания миропорядка, его творения и устройства. Понятие о нравственности, причастность и исторической и культурной традициям своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству – важнейший аспект внутреннего мира, которые, соприкасаясь и взаимодействуя формируют личность с позитивным взглядом на жизнь. Доверие ребенка к миру как необходимое условие его развития зависит от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут сотворенный Богом мир. Настроенный на эту волну, ребенок сам станет совершенствоваться, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный, созданный любовью Божией, мир. В заключении хотелось бы привести слова протоиерея В.В. Зеньковского: «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелым, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви – ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства. Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий». 18 ноября 2015 в 15:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.